Аналитико-конъюнктурный обзор по литературным источникам содержит информацию о состоянии и развитии металлургической промышленности в Венгрии, ведущих компаниях, номенклатуре продукции, деловых предложениях на основе материалов из получаемых ЦГНТБ изданий: Бюллетень иностранной коммерческой информации; Металлы мира и др.
Структура обзора:
Рыночные трансформации в Венгрии и состояние металлургической промышленности Крупнейший сталелитейный завод Частные компании в отрасли Форма собственности и эффективность
Подборку подготовил: Косенко С.М. Тираж: 100 экз. Контактный телефон: (0562) 45-98-63
Рыночные трансформации в Венгрии и состояние металлургической промышленности Венгрия сравнительно легко перешла от централизованного планирования к рыночной экономике, и в настоящее время по объему ВВП на душу насе¬ления она занимает четвертое место среди стран бывшего социалистичес¬кого лагеря. Последователь-ная либерализация экономики обеспечила успешную привати-зацию большинства предприятий коммунальной сферы, банков-ского сектора, телекоммуникационных компаний и многих дру-гих отраслей. В настоя¬щее время вклад частного сектора в ВВП составляет около 80%. Тем не менее, основная часть стале-литейных мощностей до сих пор принадлежит государству, в том числе - крупнейший завод Dunaferr, единственный в стране интегрирован¬ный производитель стали. У Ассоциации продуцентов чёрных металлов Венгрии нет беспокойства в связи с предстоящими переговорами о вступлении страны в ЕС. В отрасли была осуществлена обширная программа сокращения мощностей в отличие от Чехии и Польши. Перспективы присоединения Венгрии к ЕС становятся все более обнадеживающими в связи с выбранным страной политическим курсом. Сменяющие друг друга правительства поощряли внут¬ренние инвестиции, а относительно деше¬вый, но квалифицированный труд высокооб¬разованных венгерских рабочих обеспечивал привлекательность промышленных пред-приятий для иностранцев. В настоящее вре¬мя в Венгрии самое высокое в мире отноше¬ние суммы иностранных инвестиций к объе¬му производимой продукции. Экономика страны остро зави-сит от экспорта, причем, 70% экспортных поставок осущест-вляют компании, принадлежащие иностранным предпринима-телям. Венгрия наладила проч¬ные связи с Западной Европой - до 75% внешнеторговых потоков приходятся на до¬лю стран ЕС. После 1989 года объемы производства стали в Венгрии резко снизились и до сих пор не достигли прежнего уровня (а, скорее всего, так и не вернутся к нему). Однако спад потребления дошел до своего миниму¬ма в 1992 году, и с тех пор спрос на сталь увеличивался быстрее, чем росли объемы ВВП. Наиболее ощутимый рост имел место в машиностроении, транспортной промыш¬ленности и связанных с ними отраслях; с некоторым отставанием от этих сфер рас¬ширялись рынки в строительстве и других промышленных секторах. Правда, в 2002 году объемы потребления стали в Вен¬грии вряд ли увеличатся - большую часть материала поставляют заказчикам склад¬ские компании. Объём экспорта лома чёрных металлов из Венгрии уменьшился. Венгерские металлургические предприятия теперь предпочитают закупать лом за рубежом. Одна из причин этого - иностранные поставщики в отличие от национальных готовы продлевать кредит при заключении сделок на импорт лома в страну. Железную руду и коксующийся уголь Венгрия импортирует, и нарушение судоходства по Дунаю, который связывает Вен-грию с Чёрным морем, во время военных действий НАТО в со-седней Сербии в 1999 году обусловило рост цен на сырьё, при-вело к подорожанию поставок угля, железной руды и стальных продуктов автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом, на¬чиная с 1995 года доля импорта на венгер¬ском рынке стали увеличилась от менее 33 до 55%. Дешевые горяче-катаные профили, арматура, катанка и сортовой прокат, по-ступаю¬щие из Восточной Европы, иногда создавали серьезные проблемы для венгерских произ¬водителей: некоторые из них вынуждены бы¬ли закрывать свои заводы. По примеру США и ЕС недавно в стране были введены квоты и тарифы (20-25%) на импорт 14 категорий стальной продукции, а до этого правитель-ст¬во защищало своих производителей периоди¬ческими изби-рательными пошлинами, взимаемыми с поставок длинномерной и плоско¬катаной продукции из конкретных стран. Венгрия - нетто-импортер стали. В стране производится недостаточно высоколегиро¬ванных и нержавеющих материалов, оцинко¬ванной листовой стали и белой жести, кото-рую приходится закупать за рубежом в коли¬честве около 200 тыс. т в год. Понятно, что введенная в начале июня квотно-тарифная система вызвала бурю протестов со стороны потребителей. Местные производители про¬сто не могут обеспечить в полном объеме спрос на внутреннем рынке. По словам Пау¬ля Тарди, технического директора Ассоциа¬ции венгерской сталелитейной промышлен¬ности, стране действительно необходимо за¬купать за рубежом около 300 тыс. т стали в год, что составляет, примерно, 25% от объема, который импортируется в настоящее время. Тем не менее, Тарди признает, что, "если им¬порт будет продолжать расширяться, боль¬шая часть отечественной промышленности прекратит свое существование". Крупнейший сталелитейный завод Десять лет назад скорость, с которой Вен¬грия внедряла западные модели экономики, сформировала мнение, что приватизация единственного в стране интегрированного про-изводителя стали Dunaferr Dunai Vasmu Reszvenytarsasag не растянется надолго и бу¬дет вполне прозрачной. Однако реально по¬лучилось не совсем так, как предполагалось. В начале 90-х годов правительство просто пе¬редало контрольный пакет акций Dunaferr государственному агентству по приватиза¬ции, оставив остальные акции в распоряже¬нии муниципальных властей города Дунауйвароша, само существование которого зави¬сит от того, будет ли там продолжаться про¬изводство стали. Такое положение вещей со-храняется до сих пор. Результаты реализации подобных приципов отнюдь не обна-деживают. Практика на¬значения топ-менеджеров исходя из по-лити¬ческих соображений фактически превратила администра-цию завода в дверь-вертушку: персонал на ключевых постах уступал свое место следующей команде управленцев после каж-дой смены правительства. Не менее серь¬езной проблемой ока-залось и то, что государ¬ственное участие в деятельности пред-прия¬тия отталкивает потенциальных инвесторов, кредиторов и возможных партнеров. Это, в свою очередь, препятствует Duna-ferr разви-ваться должным образом. В начале 90-х го¬дов, когда завод передал свои станы холодной прокатки совместному предприятию с авст¬рийской Voest-Alpine (контрольный пакет до сих пор принадлежит Dunaferr) и построил линии коксования и производства толстолис¬товой стали, складывалось впечатление, что компания избрала правильный курс. Однако больше ничего существенного в этом направ¬лении сделано не было. Для интегрированного производителя по¬тенциал Dunaferr сравнительно невелик - его сталелитейные мощности составляют 1,6 млн. т в год. Кроме того, оборудование силь¬но устарело: завод строился в послевоенные годы и выпустил первый металл в середине 50-х годов. Однако у этого предприятия чрез¬вычайно удобное географическое положение - в непосредственной близости от границ между странами бывшего соцлагеря и преус¬певающими Австрией, Германией и Италией. Кроме того, в Венгрии сравнительно низкие трудозатраты в производство. Хотя в среднем по стране на производство тонны стали за¬трачивается вдвое больше человеко-часов, чем в ЕС, заработная плата персонала состав-ляет только 20-25% от вознаграждения, кото¬рое получают рабочие западноевропейских сталелитейных предприятий. Тем не менее, чтобы получить шанс на вы¬живание в консо-лидирующемся европейском сообществе производителей стали, Dunaferr совершенно необходимо стать независимой частной компанией и привлечь новые инвес¬тиции. Еще лучше было бы заполучить ново¬го владельца с хорошими финансовыми воз-можностями, который сумел бы на базе име¬ющихся мощностей для выплавки чугуна и стали, литья и горячей прокатки расширить производство продукции более высокого пе¬редела и улучшить ее качество. В этом случае прибыльность предприятия могла бы возрас¬ти весьма значительно. Сегодня завод ориентирован на выпуск, главным образом, плоскокатаной продукции, но продает большую ее часть в виде горячека¬таных рулонов. Для организации производ¬ства продукции более высокого передела компании необходимо решить ряд проблем. Тем не менее, для этого имеется мощный сти¬мул: в стране быстро расширяется спрос на материалы с покрытием. На протяжении 90-х годов этот рынок шел на подъем быстрее дру¬гих и, по прогнозу Assn of the Hungarian Steel Industry, за 2000-2005 годы потребление ста¬ли с покрытием увеличится еще на 70%. В настоящее время Dunaferr продает на внутреннем ранке меньше продукции, чем экспортирует в другие страны, причем, боль¬шая часть ассортимента - горячекатаные рулоны. В прин-ципе, данную ситуацию можно изменить, для чего следует про-вести модер¬низацию и увеличить мощности для холод¬ной про-катки и нанесения покрытий. При на¬личии инвестиций можно было бы приобрес¬ти тандемный стан холодной прокатки, расши-¬рить производство оцинкованного мате¬риала и установить оборудование для произ¬водства белой жести. На совместном пред¬приятии DWA Dunaferr - Voest Alpine Hideghengermu функционируют два однокле¬тевых реверсных стана холодной прокатки, но Dunaferr нужен именно тандемный стан, чтобы увеличить в своем ассортименте долю холоднокатаных листов от 20 до 60-80% и, при этом, производить большее количество категорий рулонов лучшего качества. В этом случае завод получал бы больше выгодных заказов. Линия цинкования (100 тыс. т в год), по¬строенная в начале 90-х годов, позволяет на¬носить покрытие на материал шириной не бо¬лее 1250 мм. Модернизация этого оборудова¬ния даст воз-можность повысить допустимую ширину рулонов до 1500 мм и увеличить вы¬пуск более дорогостоящей продукции. Кроме того, заводу необходимо закупить современ¬ное оборудование, чтобы наладить нанесение покрытия на листы большей толщины (в на¬стоящее время предел - 1 мм). Кроме того, целесообразно было бы организовать произ¬водство белой жести: несмотря на разви-тую аграрную и консервную отрасли в Венгрии просто нет про-изводителей этого материала, поэтому рынок стальной упаковки для пище¬вых продуктов безраздельно принадлежит импортной продукции. Руководители предприятия прекрасно осознают целесо-образность таких проектов, но не могут найти путей для их ре-ализации - в сложившейся ситуации организовать финансиро-вание практически невозможно. С одной стороны, завод связан с правительст¬вом и обязан разделять его политику, а, с другой, - не может воспользоваться его поддержкой в связи с запреще-нием государственных субсидий в странах, рассчитывающих присоединиться к ЕС. На этом фоне процветание уже приватизи-рованных сталелитейных предприятий выглядит особенно впечатляющим. Ведущий государственный сталелитейный завод никак не может выйти из кризиса, но частные компании Венгрии доказали свою способность эффективно функционировать
Частные компании в отрасли В 1992 году от обанкротившейся DAM Steel Specialis Acelgyarto отделилась компа¬ния Csavar-Es Huzottaru - ее выкупило ру¬ководство. Завод Csavar специализируется на производстве мелкосортового проката, проволоки и штампован-ных стальных деталей. Продукция пользовалась спросом, биз¬нес процветал, и в 1997 году владельцы пере-местили большую часть линий на новый, специально построенный недалеко от DAM завод и закупили новое оборудование. На территории DAM остались только плавиль-ные мощности. На новом месте Csavar выпу¬скает ежегодно 20 тыс. т той же продукции, 40% которой идет на экспорт в Германию, Польшу и Словакию. Примерно, 70% про¬дукции завода поступает заказчикам из авто¬мобильной промышленности, а еще 20% предназначены для машиностро-ительной от¬расли; остальное приобретают потребители из других секторов экономики. В начале 2002 года Csavar приобрела металлообрабатываю-щий завод Salgotarjani, имея целью использовать оборудова-ние, га¬рантирующее увеличение заказов на штам¬пованные де-тали для автомобильной про-мышленности. Компания начала ориентиро¬ваться на эту сферу, когда упал спрос на ее тради-ционном рынке железнодорожных де¬талей. Тем не менее, для расширения продаж в автомобильном секторе Csavar требова¬лось приобрести оборудование для произ¬водства штамповок весом более 5 кг и нара¬стить мощности. Приобретение Salgotarjani обеспечило решение обеих проб-лем. Теперь ассорти¬мент продукции Csavar значительно рас¬ши-рился. Salgotarjani производит плоско¬катаную сталь, сварные трубы, полые про¬фили, штампованные детали и различную продукцию из проволоки, в том числе - гвозди и сита. Хотя оба завода могут изго¬товлять проволоку малого диаметра, ее вы¬пуск компания сосредоточила на Salgotar¬jani, где функционирует более эффектив¬ная линия. Механическую обработку, на¬резку резьбы и отжиг компания осуществ¬ляет на оборудовании завода Csavar. Кроме того, недавно там появилась новая линия с вальцами для гибки проволоки, позволившая компании удвоить продажную стои¬мость этой продукции. За полгода, прошедшие после заключения сделки, Csavar провела рационализацию про¬изводства, упорядочила админи-стративные функции и реформировала обслуживающие подраз-деления обоих заводов. Это позволило ей сократить суммарную численность персо¬нала на 12% - до 1100 сотрудников. Новая группа будет ежегодно закупать 80 тыс. т по¬луфабрикатов и выпускать из них 70 тыс. т готовой продукции. Большую часть сортово¬го проката ей поставляет DAM, проволоку из угле-родистой стали Csavar импортирует из Польши и Чешской Республики, а горячека¬таные рулоны приобретает у Dunaferr и сло¬вацкой US Steel Kosice. Судьба самой DAM Steel Specialis Acel¬gyarto оказалась значительно более трудной, но теперь у этой сталелитейной компании по¬явились хорошие перспективы. В апреле 2001 года ее приобрела итальянская Cogne Acciai Speciali, и новые вла-дельцы немедлен¬но приступили к переориентации предприя¬тия на производство продукции более высокого передела. Раньше завод выпускал, главным образом, углеродистую сталь и не-большое количество легированных категорий, а теперь он будет изготовлять преимущественно легированные материалы для европейской автомобильной промышленности. У DAM долгая история: завод был построен в 1772 году, за-тем перемещен в другое место в 1880-м; последствия кризиса начала 90-х годов XX века на восточноевропейских рынках ста-ли и неумение приспособиться к изменившимся потребностям внутреннего рынка привели DAM к банкротству. В настоящее время на этом заводе доменное производство и печи с открытым подом остановлены, а из 18 тыс. рабочих большая часть уволе-на. Предприятие, которое в свое время выплавляло более 1 млн. т стали в год, уменьшило объемы производства до 200 тыс. т. Ликвидаторы имущества обанкротившегося предприятия ис-кали покупателя на эти активы в течение нескольких лет, и все это время владельцем завода была словацкая компания VSZ (те-перь - US Steel Kosice), специализировавшаяся на листовой ста-ли и не имевшая опыта производства длинномерной продукции. В этой ситуации у DAM фактически не было никаких перспектив. Новый владелец, компания Cogne, специализируется на про-изводстве длинномерных полуфабрикатов, сортового проката и катан¬ки из нержавеющей стали, а также выпускает оправки, пробойники, инструментальную и клапанную сталь. В принципе, приобретением DAM эта компания заинтересовалась чисто слу-чайно. В октябре 2000 года наводнение вывело из строя при-надлежащий Cogne завод Aosta, где выпускались сортовой про-кат и катанка. В связи с этим Cogne заключила толлинговые со-глашения о прокатке ее заготовок с посторонними подрядчика-ми. Часть клапанной стали поступила для обработки на DAM, и Cogne была вполне удовлетворена качеством выполненного за-каза. Затем, через несколько недель после наводнения, на том же многострадальном заводе Aosta случился пожар, практически уничтоживший новый травильный агрегат. Оба эти происшест-вия привели менеджеров компании к решению о пересмотре инвестиционных планов. Раньше Cogne намеревалась установить на Aosta дополни-тельные мощности для про¬изводства сортового проката и катан-ки стои¬мостью €15-20 млн., чтобы компенсировать запланиро-ванную конверсию имеющегося стана на выпуск катанки из не-ржавеющей стали. Однако приобретение завода DAM, к тому времени уже продемонстрировавшего свою способность про-катывать нержавеющую сталь и легированные материалы и, к тому же, расположенного в регионе с низкой стоимостью труда, представлялось весьма привлекательной альтернативой разви-тию новых мощностей в Италии. Кроме того, Cogne попутно захватила контроль над итальянской компанией Novacciai, специализирующейся на финишной обработке углеродистой и нержавеющей стали, и это усилило аргументы в пользу приобретения DAM как по¬ставщика для Novacciai. В итоге - Cogne при¬обрела венгерский завод за $15 млн.
Форма собственности и эффективность Приоритетными задачами нового вла¬дельца DAM были организация должного ремонта очень старых и чрезвычайно запу¬щенных прокатных станов, а также возврат некоторых ключевых служб, распроданных предыдущими владельцами, в том числе - бывшего поставщика электроэнергии, бри¬гады технического обслуживания и завод¬ской лаборатории. Посткоммунистический энтузиазм в отношении приватизации при¬вел к продаже и преобразованию в самосто¬ятельные предприятия некоторых линий по обеспечению финишных операций и, что са¬мое неестественное, - даже к передаче внеш-нему владельцу системы внутренней теле¬фонной связи завода. В первую очередь, инвестиции в это неук¬люжее и разобщенное предприятие были на¬правлены на улучшение мощностей для фи¬нишной обработки сортового проката и про-филей. В октябре 2002 г. компания планирует ввес¬ти в эксплу-атацию новую линию финишной обработки круглого проката, а еще две линии, которые вступят в строй позднее, увеличат в три раза финишные мощности завода. На приобретение DAM, возоб-новление важней¬ших служб и инвестиции в модернизацию мощ-ностей Cogne в течение года израсходо-вала около €50 млн. Компания планирует полностью ис¬пользовать потенциал имеющегося обору¬дования для производства катанки, сорто-вого проката и профилей (размером менее 200 мм). Однако теперь завод будет ис¬пользовать эти мощности для производст-ва продукции, преимущественно, из легированных материалов, в том числе инструментальных категорий и автоматной стали, с ориентацией на потребителей в автомобильной промышлен-ности. DAM прекра¬тит выпускать рельсы, но на заводе будет задействован стан для производства среднесортовых профилей; кроме того, к ассор¬тименту добавятся неравнобокие уголки. При такой ориентации на автомобильные сорта стали будет, вероятно, остановлен "антикварный" стан по производству круп¬носортовых профилей, которому исполни-лось уже 120 лет. Кроме того, Cogne начала выпускать слитки методом сифонной разливки, пред¬назначенные для рынков легированной ста¬ли. Предполагается поставлять эту продук¬цию в Италию, Германию, Австрию и Поль¬шу; компания рассчитывает довести объемы ее поставок до 10% от суммарных продаж. DAM, помимо прокатки нержавеющей ста¬ли для Aosta, будет поставлять итальянским заводам Cogne и Novacciai инструменталь¬ную сталь, закаленную и отпущенную угле¬родистую сталь, автоматную сталь и катан¬ку. Предполагается, что в итоге завод будет выпускать ежегодно около 300 тыс. т сталь¬ной продукции. В Венгрии у DAM нет конкурентов, и компания рассчитывает 35-40% продаж вес¬ти на внутреннем рынке. По предваритель¬ным оценкам, оборот DAM в 2002 ка¬лендарном году достигнет €80,5 млн. (за пе¬риод апрель-декабрь 2001 года оборот со¬ставил только €48,5 млн.). Основное пре-пятствие быстрому росту прибыльности DAM - высокие тарифы на электроэнер¬гию. Хотя Cogne возобновила отношения с местной компанией, поставляющей заводу энергию, газ, пар, воду и промышленные га¬зы, ей все равно приходится платить за эле¬ктричество на 15% больше среднего по стра¬не тарифа. В связи с этим Cogne рассчиты¬вает приобрести подстанцию, что позволит заводу получать энергию непосредственно из коммунальной сети. Однако успехи приватизированных ком¬паний и регулярная смена правительств от¬нюдь не приводят к изменению курса в плане приватизации Dunaferr (кстати, после выбо¬ров в апреле 2002 года в Венгрии опять сме¬нилось правительство, в связи с чем в очеред¬ной раз пришел новый генеральный директор компании). По мнению политических лиде¬ров страны, продажа этого завода обусловит скачок безработицы и соответствующие со¬циальные потрясения, словом - разворошит "осиное гнездо". Тем не менее, без приватизации своего крупнейшего сталелитейного завода страна не сможет создать по-настоящему прибыль¬ную и конкурентоспособную металлургичес¬кую про-мышленность. Смена владельца Dunaferr повысит статус этого прокатного за¬вода в глазах потенциальных инвесторов и практически наверняка обеспечит Венгрии новые вливания иностранного капитала, при¬чем, не только в сталелитейную отрасль, а и в другие сектора. Следует ожидать, что страте¬гически важное для экономики решение в конце концов будет принято, хотя, похоже, экономическая целесообразность для венгер¬ских лидеров имеет второстепенное значение - политике они традиционно предоставляют высший приоритет.
|